Concom-PRO
 

Новости

11 апреля 2024г.
Система интерактивного телевидения TurnIP
29 августа 2023г.
Светодиодные экраны серии LG MAGNIT
01 марта 2023г.
Профессиональный дисплей LG 110UM5J
14 февраля 2023г.
Светодиодный экран Samsung IW006B
07 февраля 2023г.
Гостиничные телевизоры серии AU800
02 сентября 2021г.
Серия дисплеев Samsung OHN
03 марта 2021г.
Профессиональная панель Samsung QB13R-T
17 декабря 2020г.
Коммерческие телевизоры серии BE
Главная Статьи Общие статьи Видеостены. Вводные замечания. Классификация.

Видеостены. Вводные замечания. Классификация.

Статьи Общие статьи

На сегодняшний день вопросы, связанные с проектированием и построением видеостен весьма востребованы, и, отчасти, даже модны. Однако анализ доступных материалов в сети Интернет позволяет сделать вывод, что авторы скорее стремятся продать свой товар, чем дать возможность заказчику оценить техническую реализуемость своих «хотелок» и обосновать разумные технические требования к видеостене. Цель данной статьи: попытаться систематизировать тот «винегрет» сведений по видеостенам, который вываливают на пользователя поисковые системы по одноименному запросу.

           Термин «видеостена» к настоящему времени можно считать устоявшимся. Под ним, как правило, принято понимать большой (диагональ 2 и более метров) экран, составленный из унифицированных видео модулей относительно небольшого размера (50-150 см).        Основной особенностью видеостен, выделяющей их среди других средств визуализации, является коллективный характер использования последних. Эта же особенность определяет основные области применения, к которым необходимо отнести следующие:

— диспетчерские пункты, центры управления  т.ч. ситуационные центры). Для одновременного доведения информации, необходимой для принятия управленческих решений, широкому кругу ответственных лиц;

- биржевые (аукционные) площадки. Для представления общей информации, востребованной всеми участниками процесса торгов.

- информационные табло пассажирских терминалов объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов и т. д.);

— рекламно-информационные табло торгово-развлекательных комплексов, магазинов, спортивно-массовых объектов;

— информационные табло в холлах и рекреационных зонах объектов культуры, образовательных и медицинских учреждений;

— экраны для показа трансляций спортивных соревнований, музыкальных видеоклипов, кинофильмов в кафе, барах, ресторанах;

— презентационное оборудование конференц-залов предприятий, актовых залов и лекционных аудиторий учебных заведений;

- арт объекты, элементы выставочных инсталляций, музейных экспозиций, художественного оформления витрин;

- элементы сценического оборудования всевозможных шоу, театральных постановок.

           Классифицировать видеостены можно различным образом. Начать целесообразно с технологических особенностей видеомодулей. В настоящее время наибольшее распространение получили модули 3-х типов.

1. Модули (видео кубы) обратной проекции. Происходят от проекционных телевизоров. Основное преимущество малый межмодульный стык. Основные принципиально непреодолимые) недостатки определяются особенностями проекционной технологии. Глубина модуля примерно соответствует (соизмерима) с его шириной (видео кубами их зовут недаром). Кроме этого, «точка черного» и «точка белого» определяется цветом и прозрачностью экрана, т. е. контрастность такого модуля находятся в обратной зависимости с яркостью от поглощающей способности материала экрана. Иными словами, выбор модели видео куба всегда будет связан с поиском компромисса между яркостью и контрастностью формируемого изображения.

2.  Модули, выполненные по плазменной технологии (плазменные панели). Хороши во всех отношениях. Однако в настоящее время технология практически полностью исчерпала свой «потенциал развития». Вес, энергопотребление и стоимостные параметры едва ли смогут быть существенно улучшены в обозримом будущем.

3. Модули, выполненные по LCD технологии (ЖК панели). До недавнего времени страдали «букетом» детских болезней, из-за чего проигрывали плазменным панелям по соотношению цена/качество. В настоящее время все детские болезни остались в прошлом. Технология активно развивается и совершенствуется. Отсутствие потенциально непреодолимых недостатков, огромный объем НИОКР позволяют сделать вывод, что «потенциал развития» данной технологии еще далеко не исчерпан.

           Расчетный срок эксплуатации видеостен составляет 5 — 7  и более лет. Как правило, они строятся в рамках инвест-проектов с соизмеримыми сроками окупаемости, и, в некотором смысле, представляют «лицо» проекта. Поэтому очень важно, чтобы через 3-5 лет эксплуатации это лицо не выглядело как музейный экспонат ушедшей эпохи. Оценить перспективность описанных технологий несложно. Достаточно взглянуть на рынок бытовых телевизоров, чтобы понять: сейчас проектировать видеостену на проекционных или плазменных модулях, мягко говоря, недальновидно.

           Следующим важным классификационным параметром видеостен является ширина межмодульного шва. С точки зрения здравого смысла   этот параметр следует соотносить с размером видеомодуля. Действительно, один и тот же шов в видеостенах построенных на модулях 40'', 46'', 55'' будет визуально восприниматься по разному. Однако, в сложившейся практике составления технических заданий на проектирование видеостен, принято оперировать абсолютными значениями. Таким образом, к тонкошовным видеостенам относят решения с толщиной межмодульного шва менее 10 мм. Следует заметить, что этот параметр очень сильно влияет на стоимость видеомодуля, соответственно, и всего решения в целом. Этот факт обязательно необходимо принимать во внимание при обосновании требований к ширине шва. Критичным это параметр является только в случае вывода видеоизображений и графики с большим количеством смысловых диагональных линий. Во всех остальных случаях (особенно при выводе текстовой информации) компромисс по этому параметру позволит существенно оптимизировать стоимостные показатели.

           Широкий диапазон применения видеостен обуславливает различные требования к яркости применяемых видеомодулей. С точки зрения этого параметра различают видеомодули нормальной (300-500 кд/ м²), повышенной (600-800 кд/ м²) и сверхвысокой (1500+ кд/ м²) яркости. При обосновании требований к яркости следует принимать в учет следующее. Определяющим факторами являются уровень внешнего освещения и функциональное назначение. Если видеостена призвана привлекать к себе внимание, а длительность визуального контакта не очень большая (1-5 мин), т. е ее предполагается использовать для рекламы и т.п. целей, то яркость ее должна быть выше уровня внешнего освещения. Если длительность визуального контакта составляет десятки минут и более, то излишняя (ровно, как и недостаточная) яркость будет приводить к чрезмерной утомляемости и потере концентрации внимания на отображаемом контенте. Безусловно, яркую стену всегда можно сделать менее яркой путем несложной регулировки интенсивности подсветки, более того (как правило все) современные видеомодули имеют встроенные датчики освещенности, позволяющие автоматически изменять интенсивность подсветки в зависимости от уровня внешнего освещения. Но следует принимать во внимание тот факт, что стоимость модулей практически линейно зависит от их максимальной яркости. В тех случаях, когда повышенная яркость не нужна, закладывать ее «про запас» в технические требования — расточительно.

           Для большого числа людей слово «профессиональный» ассоциируется с круглосуточным режимом работы . н. режим 24/7). Зачастую заказчик, не задумываясь, включает режим 24/7 в технические требования на том только основании, что видеостена должна круглосуточно работать несколько дней в году. Если, в условиях эксплуатации видеомодуля, режим 24/7 не указан в явном виде это вовсе не означает, что при непрерывной работе панели начнут выходить из строя на 3-и или (условно) 5-е сутки. Поддержка режима круглосуточной работы означает лишь одно. При непрерывной работе в течение расчетного срока эксплуатации (который составляет, как правило, 5+ лет) основные характеристики видеомодуля не ухудшатся ниже некоего приемлемого (по мнению производителя) уровня. Следует заметить, что бытовые телевизоры проектируются из расчета 8-и часовой ежедневной работы. Для профессиональных панелей, у которых характеристики круглосуточную работу не декларируют, проектная суточная наработка составляет 16-20 часов. Т.е. расчетный срок эксплуатации таких панелей составит приблизительно 30+ тыс. часов. Имея представление об интенсивности использования видеостены, не составит труда обосновать включение режима 24/7 в требования к видеостене. Следует заметить, что модельные ряды проф. панелей ведущих производителей не дают возможности оптимизировать бюджет проекта за счет правильного комбинирования требований по яркости и режиму работы. Все без исключения панели повышенной яркости проектируются для круглосуточной работы (24/7).

           Вектор развития технологии ЖК панелей (видеомодулей) никогда не отклонялся от направления снижения массы и энергопотребления последних. Достигнутый прогресс по обоим параметрам позволяет не рассматривать их как приоритетные при обосновании технических требований к видеостенам.

           Существует несколько принципиально различных подходов в технических решениях, использующихся для объединения панелей в видеостену. Это позволяет разделить видеостены на (условно) «простые» и «сложные». Для построения «простых» видеостен не используется дополнительное активное оборудование. Встроенная электроника ЖК панелей, (ориентированных на использование в качестве видеомодулей стены) позволяет отображать не всё изображение, подаваемое на вход панели, а только его часть. Подав на вход панелей один и тот же видеосигнал, и настроив каждую панель на показ только «своей» части изображения мы получим общее изображение, развернутое на всю видеостену. 

           В «сложных» видеостенах изображение для каждой панели формируется на отдельном видеовыходе специализированного устройства. Таким устройством может выступать либо панельный плеер (внешний или встроенный в панель), либо специализированный компьютер (видеопроцессор), с количеством видеовыходов равном количеству панелей в стене. За счет точной синхронизации этих видеовыходов у зрителя создается ощущение, что он смотрит единое изображение на всей стене.

           Наибольшие функциональные возможности по использованию пространства видеостены предоставляют решения с видеопроцессором. Они же являются и самыми дорогими (стоимость видеопроцессора может составлять 50% и более бюджета всего проекта). Существенно уменьшить бюджет проекта позволит решение с использованием индивидуальных панельных плееров (особенно если последние реализованы в виде встроенной бесплатной опции самой панели), увы, не без компромисса по функциональным возможностям. Такое решение все же потребует использования дополнительного активного оборудования в виде сетевых коммутаторов, управляющего компьютера и специализированного ПО (не бесплатного), то стоимость его в разы меньше стоимости видеопроцессора.

           Основным ограничением использования «простых» видеостен выступает общее (суммарное) разрешение последней, которое не может превышать 1920*1080 pix . н. FullHD). В то время как у «сложной» видеостены общее разрешение будет равно сумме разрешений образующих ее панелей. 

           Этот аргумент часто использует исполнитель, чтобы склонить заказчика к более дорогому «сложному» решению. Но принимать в учет данный аспект следует в случаях, когда точка наблюдения (просмотра) расположена ближней зоне (две ширины экрана и ближе), а разрешение публикуемого на видеостене контента существенно превышает FullHD. Для остальных случаев человеческий глаз не в состоянии заметить разницу с более высокими разрешениями «сложных» видеостен.

           К недостаткам «сложных» решений следует отнести еще один фактор, который редко принимается в учет на стадии подготовки проекта. Эксплуатация таких решений в обязательном порядке потребует квалифицированного оператора видеостены, который сможет управлять всем богатством функциональных возможностей и режимов работы. Это может быть обученный сотрудник заказчика, или сотрудник outsource компании. Но без него невозможно показать даже простую презентацию с ноутбука, приглашенного лектора. Т.е. эксплуатационные расходы «сложного» решения не ограничатся стоимостью электроэнергии и подготовки публикуемого контента.

 

P.S.

           В данной статье не упоминается еще вид технологии построения экранов большого размера: т. н. LED панели (не путать с ЖК/LED), которые активно проникают в сегмент Digital Signage в последнее время.

           К достоинствам последних следует отнести сверхвысокую яркость, все остальные параметры: качество изображения, надежность, стоимость и т. д. следует отнести к недостаткам. Технология развивается, но пока все что удалось увидеть из реализованных проектов вызывает такие же ощущения как галстук и ботинки П. П. Шарикова у проф. Ф. Ф. Преображенского из повести М. А. Булгакова «Собачье сердце“:

 

» Филипп Филиппович покачал головой и спросил:

— Откуда взялась эта гадость? Я говорю о галстухе.

Человечек, глазами следуя пальцу, скосил их через оттопыренную губу, и любовно поглядел на галстух.

— Что ж… «гадость“, — заговорил он, — шикарный галстух. Дарья Петровна подарила.

— Дарья Петровна вам мерзость подарила. Вроде этих ботинок. Что это за сияющая чепуха? Откуда? Я что просил? Ку-пить при-лич-ные бо-тинки, а это что? Неужели доктор Борменталь такие выбрал?

— Я ему велел, чтоб лаковые. Что я, хуже людей? Пойдите на Кузнецкий — все в лаковых.»

04.07.2016, 1111 просмотров.

Яндекс.Метрика